Довелось мне, разлюбезные друзья, наслаждаться величайшим произведением российской власти, путинским "Узором", воочию. Сотрудница музея, всплеснув руками, вернулась ко мне:
-- А ещё, -- многозначительно улыбнулась она, -- там вы увидите...
И, подведя меня к проходу в следующий зал, сделала так бровью, словно говоря: "Ну, вы сами понимаете, да? Главный экспонат выставки, хахаха", а вслух добавила:
-- Вы же понимаете, никакой художественной ценности, но...

Дело было на днях в филиале Государственного Литературного Музея в Трубниковском переулке на экспозиции, посвященной Н.В. Гоголю. Экспозиций, надо сказать, там сейчас две.

Первая, грандиозная, посвящена жизни и творчеству И.С. Тургенева. Признаюсь, я за всю школьную программу не узнала бы о нем столько, сколько открыла для себя за те полтора часа. Размещенная в четырех залах, выставка отражает все периоды жизни, работы и творчества писателя, а также знакомит со всем его окружением, с людьми, которые в разные моменты состояли с ним в знакомстве.

Уникальные автографы, фотографии, портреты -- очень глубокая и информативная экспозиция, в буквальном смысле срез эпохи и раскрытие личности Тургенева. Тургенев -- это не только "Записки охотника", Виардо и Европа.

А в зале напротив выставлялись иллюстрации к произведениям Николая Васильевича. Как известно, обладающий такой потрясающей точностью характеристик писатель категорически не хотел видеть иллюстрации к своим произведением. Мол, всё равно не поймут в полной мере.

Как сказать... По-моему, отлично поняли: одни только иллюстрации к "Мёртвым душам" вызывают улыбку -- как же ещё должны были выглядеть Коробочка или Манилов, если не так? Но "Мёртвыми душами" выставка не ограничивается, есть даже наброски к "Портрету".

А "Узор"... Ну, что "Узор"? Банально, но я в третьем классе лучше рисовала. Никакой ценности, кроме, конечно, себестоимости испорченных красок и кружев.